?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

После некоторго периода размышлений я для себя составил такое определение:
"Этичный бизнес - тот, который делает только то, о чем он с удовольствием заявил бы во всеуслышание (в ближайшей рекламной компании)".
Таким образом, если бизнес полностью открыт, то этичность - необходимое условие выживания и успешности. Если открыт только частично, то этична должна быть только открытая часть (как обычно и бывает).

К этому определению есть один важный комментарий: говорить о чем-то и реально передавать информацию - это разные вещи. Можно сказать что-то так, что услышат совсем другое (вплоть до противоположного). Важна форма - правильный выбор языка, на котором говоришь.

Например, когда Путин говорит, "Для борьбы с коррупцией в кабинетах чиновников поставят видеокамеры", не говоря при этом, что 99,99% взяток даются и обсуждаются в ресторанах, он намеренно искажает ваше восприятие. В результате наиболее очевидный вывод "борются с коррупцией", реальное состояние - "делают вид". В принципе и второй вывод из его слов можно сделать (если подумать), но это гораздо менее вероятно, чем первый.

С другой стороны, бывает и обратное - сообщение вроде как ложное, но на самом деле информацию несет честную, которую по-другому и не донесешь никак. Например, исконно российские компании, называющиеся псевдонемецкими именами (или делающие немецкозвучащие торговые марки) с моей точки зрения имеют на это полное право, если они действительно поддерживают высокое качество продукции.

Таким образом, заявление во всеуслышание можно считать таковым только если:
а) послано сообщение полностью соответствующее действительности (без намеренных искажений)
б) сообщение сформулировано таким образом, чтобы пройти неискаженным сквозь фильтры восприятия людей (для этого наверняка понадобится несколько сообщений для разных групп)

Но в определении этичности коммуникация гипотетическая, поэтому по поводу техники донесения сообщения можно не волноваться. Главное - если принять, что сообщение о вашей деятельности послано и дошло неискаженным, то оно вызывает позитивные эмоции.

К сожалению, я на данный момент не знаю гарантированно этичных бизнесов. Зато могу привести еще пару примеров неэтичных, скрывающих часть информации:

Компании Adidas, Nike, Disney, ... вряд ли бы с радостью заявили, что на предприятиях, где они закупают продукцию (чтобы перепродать ее в 10-100 раз дороже), рабочие часто гибнут от плохих условий труда и при этом получают меньше установленного законом минимума (который в свою очередь ниже прожиточного). Кроме того они бы вряд ли заявили о том, что им об этом прекрасно известно (т.к. им не раз об этом сообщали активисты с просьбой принять меры).

Компания Microsoft вряд ли с радостью бы заявила, что регулярно использует свое монопольное положение для давления на производителей оборудования и ПО, а также конечных пользователей (предустановка висты, игнорирование принятых ИСО международных стандартов для продвижения своих и т.д.).

Есть ли у вас по этому поводу какие-нибудь комментарии? Не может ли кто-нибудь поведать мне примеры этичных бизнесов? Буду премного благодарен:)